Рекомендации по выбору дилатационных устройств
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Для правильного выбора дилатационного устройства (в дальнейшем – Устройство) потребителю следует определиться со следующими параметрами (критериями):
  1. Ширина деформационного шва;
  2. Высота устройства;
  3. Расчетные горизонтальное изменение ширины деформационного шва;
  4. Возможные изменения отметок берегов деформационного шва вследствие их вертикальных перемещений относительно друг друга;
  5. Ожидаемая внешняя эксплуатационная нагрузка;
  6. Степень герметичности;
  7. Стойкость к агрессивным средам.
Ширина Устройства это величина разноса опор А (см. рис. 1). Её следует подбирать для каждого типа Устройств индивидуально, исходя из расчетных изменений ширины деформационного шва по горизонтали. На практике, при отсутствии в проекте прямых указаний на ожидаемые горизонтальные перемещения, их величина трактуется неоднозначно и выбор Устройства сводится к приравниванию ширины деформационного шва Вs к разносу опор устройства. Это приводит к выбору Устройств с недостаточной величиной допустимых перемещений. Размер разноса опор Устройства всегда больше фактической ширины деформационного шва.
Рисунок 1 Монтажная схема дилатационного устройства.
Вертикальные перемещения берегов деформационного шва относительно друг друга, как правило, вносят существенные коррективы в ширину устройства.
Высота Устройства H зависит от принятой в проекте конструкции покрытия пола. Монтаж профиля устройства возможен как непосредственно на несущий элемент пола (см. рис. 1а), так и дистанционно на некоторой высоте от него (см. рис. 1б). При этом несущая способность подбетонки и подливки должна быть не ниже класса В35. Размер элементов фракции заполнителя (гравийный отсев) в подливке следует принимать 5…10 мм.
Конструктивно проезжие кромки деформационных швов 1 и контактные поверхности Устройств 2 требуют защиты в виде обрамления полимербетоном 3. Кроме того при назначении отметки контактной поверхности Устройства её следует занижать относительно отметки чистого пола на величину ∆=2-3 мм в зависимости от материала финишного покрытия пола и ширины деформационного шва.
Разрешенная эксплуатационная нагрузка для Устройств определена по методике предприятия в соответствии с ТУ 5225-004-58093526-13. В основе методики лежит принцип силового воздействия на Устройство испытательным пуансоном заданной ширины с пересчетом на фактическое пятно нагрузки в зависимости от ширины разноса опор Устройства.
 
НАГРУЗКА ОТ ПЕШЕХОДОВ
Для пешеходных зон следует принимать разрешенную нагрузку на Устройства не ниже 0,03 МПа (0,3 кг/см2).
При выборе Устройств для торгово-развлекательных центров, магазинов, кинотеатров и т.п. сооружений следует учитывать особенности женской обуви и отдавать предпочтение цельнометаллическим конструкциям с разрешенной нагрузкой не ниже 0,1 МПа.
 
НАГРУЗКА ОТ ПНЕВМОКОЛЕСНОГО ТРАНСПОРТА
В обобщенном виде разрешенную нагрузку на Устройства от пневмоколесного автотранспорта с учетом её неравномерности распределения по контактной площади следует принимать по таблице 1.
Таблица 1
Категория АТС
ГОСТ Р52051-2003
Тип АТС* Полная разрешенная масса АТС, кг Разрешенная нагрузка на дилатационное устройство, МПа (кг/см2)
М1 Легковое АТС для перевозки не более 8 пассажиров до 3500 0,30 (3,0)
Минивэны с грузопассажирскими кузовами и внедорожники до 4000 0,40 (4,0)
М2 Пассажирские АТС, имеющие более 8 мест до 5000 0,75 (7,5)
М3 Пассажирские АТС, имеющие более 8 мест, включая сочлененные автобусы и троллейбусы свыше 5000 0,85 (8,5)
N1 Грузовые АТС и спецтехника на автомобильных шасси, в том числе пожарные и аварийно-спасательные автомобили до 1200 0,35 (3,5)
до 3500 0,50 (5,0)
N2 от 3500 до 12000 0,75 (7,5)
N3 от 12000 до 20000 0,85 (8,5)
свыше 40000 0,90 (9,0)
от 20000 до 40000 0,94 (9,4)
* Нагрузки от буксируемых прицепов принимаются по показателям буксировщиков соответствующей категории. Для седельных тягачей, входящих в категории N1, N2, N3 и предназначенных для буксирования полуприцепов, в качестве разрешенной максимальной массы рассматривают сумму массы тягача в снаряженном состоянии и массы, соответствующей максимальной статистической нагрузке, придаваемой тягачу от полуприцепа через седельно-сцепное устройство.
 
НАГРУЗКА ОТ ПОГРУЗЧИКОВ
Не зависимо от грузоподъемности для всех колесных электропогрузчиков, мини погрузчиков, ричстакеров, телескопических, фронтальных и вилочных погрузчиков разрешенную нагрузку на Устройства с учетом её неравномерности распределения по контактной площади следует принимать по таблице 2.
Таблица 2
Типы колес погрузчика Грузоподъемность,кН Разрешенная нагрузка на дилатационное устройство, МПа (кг/см2)
Пневматические шины до 600 1,0 (10)
Цельнолитые шины 2,1 (21)
Бандажные шины 3,0 (30)
 
НАГРУЗКА ОТ СПЕЦИАЛЬНОГО ВНУТРИСКЛАДСКОГО НАПОЛЬНОГО ТРАНСПОРТА
Для специального внутрискладского напольного транспорта (ричтраки, боковые погрузчики, штабелеры, электрические и гидравлические тележки, комплектовщики, транспортировщики поддонов, сборщики заказов и т.п.) разрешенную нагрузку на устройства с учетом её неравномерного распределения по контактной площади следует принимать по таблице 3.
Таблица 3
Типы колес внутрискладского транспорта Разрешенная нагрузка на дилатационное устройство, МПа (кг/см2)
Колеса на резиновой шинке 3 (30)
Колеса с полиуретановой шинкой 7 (70)
Колеса с полиамидной шинкой 22 (220)
Стальные колеса без шинок 200 (2000)
 
ГЕРМЕТИЧНОСТЬ УСТРОЙСТВ
Герметичность Устройства – это способность его элементов и соединений препятствовать жидкостному обмену между средами, разделёнными этим устройством. Устанавливается по методике предприятия в соответствии с ТУ 5225-004-58093526-13 способом дождевания.
Следует понимать, что только специально спроектированные Устройства, как правило, в комбинации с особыми вставками могут обладать достаточной герметичностью для восприятия незначительных гидростатических воздействий.
Дилатационные устройства водонепроницаемостью не обладают. Водонепроницаемость присуща строительным материалам и иногда её относят к оболочкам конструкций или обшивкам.